2022 год

Консультация для родителей неговорящих детей

Что же делать маме, если ребенок не говорит?

Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?

1. Дома должны звучать аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов. 

Причем нужны именно аудиозаписи, а не видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом!

 2. Очень важно рассказывать малышу сказки и истории. Любые! Но… именно рассказывать, а не читать по книжке!!! 

Когда Вы рассказываете, то малыш видит Ваше лицо, Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете свою речь под Вашего ребенка, меняете интонацию, где-то делаете паузу. Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». Не важно, что Вы забудете или пропустите какие-то слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».

 3. Рассматривайте с ребенком картинки. 

Картинки должны быть четкие реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошел? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребенок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесет позже.

 4. Разговаривая с малышом всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант. 

Например: « Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав- вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.

 5. Учтите, что путь освоения слов такой: сначала повторение слогов (лепет), затем – появление простых слов (ав-ав), затем появление простых предложений из простых слов («Ия бах», что означает «Ира упала» или «на ав-ав», т.е. «на собачку»). При этом малыш всегда искажает слова, произнося их «детским языком», это нормально и не должно вызывать волнений.

6. Играйте с малышом в речевые игры с использованием народных песенок. Я хочу предложить несколько народных речевых игр с малышом, стимулирующих его к повторению слогов и слов. Они не потребуют от Вас никаких материальных вложений и очень просты, но они потребуют времени и любви к своему малышу, желания прислушаться к его интересам и особенностям. Они принесут Вам и Вашему малышу радость, игру со словом, творческий толчок для придумывания своих игр, и, конечно же, первые слоги и слова ребенка.

МАМЕ НА ЗАМЕТКУ:

Играть в эти игры лучше всего начинать в конце первого года жизни ребенка. Но начать никогда не поздно! Эти игры могут быть полезны и не говорящим детям 2 лет.

Выбирайте из перечня те игры, которые нравятся именно Вашему ребенку и Вам. Так, одному малышу больше понравится прятать игрушки и их искать:

«где машинка – би-би, где собачка – ав-ав». А другой с удовольствием будет бросать мяч в корзину и кричать при этом «бух».

Запишите в блокнот все слоги, которые уже говорит малыш (ко, де, да, ба, ка, ма, га, на и т.п.). Используйте в играх те звукосочетания, которые уже есть в речи у Вашего малыша Постепенно расширяйте этот список, предлагая малышу новые слоги – пя, ти, кач, ав, дай и т.д.. Изменяйте песенки, придумывайте новые строчки и рифмы с уже появившимся в его «репертуаре» звуками и словами.

Одна игра или одна попевка должна повторяться многократно. Но не сразу, т.е. не 20 раз подряд! А, например, регулярно за завтраком 2-3 раза, а если нравится малышу — то и 4-5 раз. Или во время игр с малышом 1-3 раза. Каждый день без перерыва.

Игру надо прекращать тогда, когда ребенку она еще не надоела, очень нравится, и он хочет продолжать. Иначе наступит пресыщение игрой.

Не зацикливайтесь на том, что ребенок не говорит. Не ждите мгновенного результата. Помните закон «количество переходит в качество». Это закон здесь срабатывает на 100%. Просто играйте и получайте радость от общения с малышом! Довольная, радостная мама, ее спокойное мелодичное пропевание или проговаривание слогов и слов, ее желание играть с малышом - вот что в первую очередь нужно ребенку, чтобы заговорить!

Как закрепить правильно произношение звуков у детей?

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно, по просьбе взрослых или по собственной инициативе, ребенок не произносит его в речи. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения. И если постановка звука – это задача логопеда, обладающего специальными знаниями и навыками, то автоматизация звуков - это, прежде всего сотрудничество ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но так, же способствовать установлению доверительных отношений в семье; параллельно вы сможете развить внимание, память, мышление, воображение - психические процессы, тесно связанные с речью, достаточный уровень сформированности которых необходим для успешного обучения. Предлагаемые вам игровые задания и упражнения не требуют подготовки дидактического материала (хотя использование наглядности желательно), направлены на развитие у ребенка навыка контроля над своей речью и могут выполняться не только в домашних условиях, но и на прогулке.

Во время игровых занятий с ребенком, важно соблюдать некоторые условия:

Занятия должны быть систематическим, так как у ребенка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время.

Необходимо правильно выбирать время для занятий – шумные, эмоциональные игры нежелательны перед сном, ребенок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого вида деятельности (игры, просмотра передачи), иначе у него, еще до начала занятия с вами, сложится негативное отношение к нему.

Старайтесь закончить игру до того, как ребенок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут.

Ваш ребенок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно». Лучше использовать такие варианты:  «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай еще раз». Главные помощники в общении с ребенком – терпение, выдержка, доброжелательность.

Инструкция должна быть простой, четкой, короткой, содержать понятные ребенку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам.

Обязательно начинайте с простых, посильных  для ребенка заданий, усложняйте их постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Важно, чтобы ребенок поверил в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».

Предлагаемые игры и игровые упражнения помогут автоматизировать (закрепить) звук, который ваш ребенок научился правильно произносить, а также будут способствовать расширению его словарного запаса, подготовят к усвоению грамоты, предупредят ошибки чтения и письма, научат правильно строить предложения, разовьют связную речь.

«Назови ласково предмет»

Предлагая ребенку слова, где есть нужный звук, попросите изменить их, «назвать ласково»: лодка – лодочка,  кошка — кошечка, рука – рученька, щенок — щеночек.

Аналогично предыдущему проводятся игровые упражнения «Один – много» и «Скажи, чего много». В первом случае ребенок учится изменять слова по числам одновременно с закреплением звука: роза – розы, платье – платья, машина – машины. Обратите внимание на слова, которые не изменяются. Во втором случае предложите назвать предмет, употребляя слово «много»: друг – много друзей, игрушка – много игрушек. В этих играх детям необходим образец. Не забывайте поощрять правильное произношение. В случае ошибки, ребенка необходимо исправить. Можно обыграть ситуацию: «Представь, что у тебя есть волшебная палочка. Она может превратить один предмет в несколько. Я назову один предмет, а ты преврати их во множество. Не забудь красиво говорить звук …»

«Доскажи словечко»

«Угадай, какое слово я задумал: ра… (кета, дио, кушка, стение и т.д.), чу… (до, жой, кча, лан). Если ребенок умеет читать, можно написать слово и закрыть его, пока оно не будет угадано, а затем предложить прочитать. В начале загадывайте хорошо знакомые ребенку слова, после чего подумайте вместе, какие еще слова начинаются с данного слога, объясните значение незнакомых, например: ру… (рубанок, рукав, русый, руно, рудник и др.). Можно за правильно угаданное слово засчитывать 1 очко, меняясь с ребенком ролями.

«Подбери нужное слово»

Варианты игры:

Предложите ребенку назвать, как можно больше предметов со звуком, который он научился правильно произносить.
Это может быть игра «Магазин»: «Представь, что ты пришел в волшебный магазин. Там можно купить только предметы, у которых в названиях есть звук «Р» (или другой). Зайди в разные отделы («продуктовый», «игрушки», «одежда», «мебель» и др.) и купи как можно больше.

Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придется вернуться на шаг назад.

Полезна игра-соревнование «Что вокруг», в которой вы с ребенком по очереди называете предметы с закрепляемым звуком, которые есть вокруг. Это могут быть и части предметов (крышка, карман, рама, ручка), а так же признаки предметов: деревянный, шершавый, красивое, полированный или действия, которые можно совершать с предметами или с их помощью: резать, рисовать, и др. Выигрывает назвавший слово последним.

Другие варианты игры: назвать как можно больше (или не меньше 5) слов со звуком «Р» («Л», «С», «Ж» и др.), относящихся к заданному обобщающему понятию: овощи, фрукты, животные, птицы, насекомые, одежда, инструменты, обувь, геометрические фигуры.

Рассматривая иллюстрации в детских книгах или журналах, предложите ребенку назвать предметы, героев и т.д. с нужным звуком. Предложите ему подумать, есть ли этот звук в именах, фамилиях, отчествах родственников или знакомых, придумать клички животным, имена куклам.

«Отгадай загадку»

При закреплении звука в речи важно, чтобы ребенок не столько повторял за вами слова и предложения (хотя это тоже нужно на начальном этапе), сколько чтобы он самостоятельно употреблял то или иное слово. Для этой цели хорошо подходят загадки, которые позволяют развить мыслительные процессы. Как вы уже догадались, отгадка должна содержать закрепляемый звук. Желательно, чтобы и сам текст загадки был насыщен нужным звуком. Например: Я землю копала, ничуть не устала, А кто мной копал, тот и устал. (Лопата) Тогда ребенок, выучив загадку, сам сможет загадать ее кому-то, правильно проговаривая звук.

«Звук потерялся»

Называя слова без последнего (или первого – более сложный вариант) звука, попросите ребенка вернуть его на место, чтобы слово стало понятным. Например, для звука «Р»: _ак, _оза, _учка, _ыба; кома_. Для звука «Ж»: _ук, _ара, _асмин, _ареный. Для звука «Ч»: _ай, _ашка, _улан, _инить, _айка; клю_, и др.

Для облегчения выполнения этого задания можно использовать предметные картинки.

Когда ребенок уже не будет ошибаться в произнесении отрабатываемого звука в отдельных словах, можно переходить к закреплению его произношения в предложениях и связной речи. Но делать это конечно но же интереснее в виде игры.

«Фанты»

Правила просты: договорившись, что сейчас вы будете беседовать с ребенком, задайте ему вопросы или попросите пересказать сказку, мультфильм (помогайте наводящими вопросами), но при этом вы будете внимательно следить за речью малыша. Как только он ошибется (неправильно произнесет звук), он должен отдать вам фант (фишку, игрушку и т.п.). Сосчитав фанты вместе, вы узнаете, сколько ошибок сделал ребенок. Дальше предложите ему «отработать» фанты. Чтобы получить их назад, надо выполнить задание: назвать слова со звуком (например, по 3 за каждый фант). Придумать предложение из 2-3 слов, чтобы в каждом был закрепляемый звук (Вера рисует. Рекс рычит). Последнее задание сложное, предлагать его можно, если ребенок знаком с понятием «предложение». 

Заучивание стихотворений, чистоговорок

Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков отрабатывать надо именно стихи, потешки или чистоговорки, а не скороговорки. Разница между ними только в темпе произнесения. Главное – не быстрота, а правильность. Чистоговорки помогут закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребенка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным. После тренировок вы можете устроить соревнование, кто больше вспомнит чистоговорок. Не требуйте произнесения в быстром темпе. Можно попросить ребенка сосчитать, сколько всего слов в чистоговорке, сколько слов с определенным звуком, какая чистоговорка самая длинная.

Чтобы спустя какое–то время ребенок не потерял интерес к уже выученной чистоговорке, нарисуйте схематически ее главных героев и попросите малыша вспомнить, из какой они чистоговорки.

В литературе вы найдете множество потешек, считалок, дразнилок, небольших стихов и диалогов, используйте их в ваших занятиях. Но не стоит заучивать все подряд, выберите те, которые понравились ребенку. Дети любят выбирать. Пусть занятие принесет ребенку радость – от этого во многом зависит результат.

Творческие задания

Варианты игр:

Речевые игры на развитие творческих способностей очень интересны и полезны для вашего ребенка. Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой: лопата и молоток, река и рак, весна и солнце и т.д. Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные. Труднее предложенных пар будет связать по смыслу слова часы и речка, щука и щегол, слива и автобус. Можно сравнить предметы, выясняя их сходства и различия. Ход рассуждения может быть таким: «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство). Ручка может быть железной или пластмассовой, а карандаш – деревянный. У ручки можно заменить стержень, а у карандаша – нет. Карандаш можно заточить, а ручку – нет (различия)».

Производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.

Игра «Закончи предложение». Предложите закончить ваше высказывание, добавив слово (или несколько) с закрепляемым звуком: На ветку села … . Рома рисует … . В зоопарке мы видели… . Утром я … (что делал?).

Игра «Узнай по описанию» активизирует словарный запас ребенка, учит его употреблять новые слова. Скажите, что вы, задумали предмет, но не назовете его, а расскажите о нем. В загаданном слове должен быть закрепляемый звук: Она маленькая, рыжая, пушистая, шустрая. Живет в лесу, умеет прыгать по деревьям. Или: Он зеленый, длинный, растет на грядке. Его солят в банках и едят свежим. Когда ребенок отгадает, о чем или о ком идет речь, попросите его повторить вашу загадку. Затем он может попробовать с вашей помощью выступать в роли ведущего.

Таким образом, производя мыслительные операции, ребенок совершенствует свою речь и закрепляет правильное произношение.

Конечно же родители бывают очень огорчены тем, что их сын или дочь, научившись правильно произносить звук, пропускают или искажают его даже после продолжительных занятий. Чисто проговорив загадку, стихотворение, скороговорку, ребенок возвращается к неправильному произношению. Объяснение просто: звук автоматизирован тогда, когда мы произносим, его не задумываясь. Ребенку же достаточно длительное время приходится постоянно контролировать свою речь: за доли секунды определить наличие  звука в слове или фразе, которую нужно произнести, определить его место в слове (начало, середина, конец). Надо не забывать и как произносить звук (положение языка, губ, правильный выдох). Добавьте к этому и то, что ребенку необходимо успеть оформить свою мысль, обдумать содержание высказывания, и вы поймете, какая трудная задача перед ним стоит.

Поэтому, уважаемые родители, запаситесь терпением,  выдержкой, никогда не торопите ребенка, старайтесь внимательно его выслушать. Если, отвечая на вопрос, он забыл правильно произнести звук, обязательно поправьте его, но не упрекая и не отвлекая от мысли. Делайте это доброжелательно, не повышая голоса, с любовью и терпением!

Как закрепить правильное произношение поставленных звуков в домашних условиях

Своевременное и полноценное формирование речи в дошкольном детстве — одно из основных условий нормального развития ребёнка и в дальнейшем его успешного обучения в школе. Поэтому так важно взаимодействие логопеда и семьи, ведь наилучшие результаты отмечаются там, где они действуют согласованно.

Участие родителей в речевом развитии ребёнка не должно быть разовым. Каждая речевая игра или упражнение, каждая беседа с ребёнком – неотъемлемая часть сложного процесса формирования речи. Если родители устраняются от этой работы, то нарушается целостность педагогического процесса. В результате пострадает ребёнок.

Наконец, наступил долгожданный момент: ваш ребенок научился произносить трудный для него звук. Но родители часто бывают разочарованы тем, что, повторяя звук изолированно по просьбе взрослых или по собственной инициативе, малыш не произносит его в речи, которая остается практически без изменений. Это вполне закономерное явление, говорящее о том, что пришло время для важного этапа логопедической работы – автоматизации (закрепления) правильного произношения.

Насколько постановка звука кропотливый труд логопеда, требующий специальных знаний и навыков, настолько автоматизация звуков – сотрудничество логопеда, ребенка и его родителей. Это сотрудничество может решать не только задачу формирования правильной речи, но и способствовать установлению доверительных отношений в семье, когда ребёнок стремится к общению со своими близкими.

Планируя занятия дома, помните, что:

Занятия должны быть систематическими, так как у ребёнка 5-7 лет навык формируется в результате постоянного повторения, закрепления желаемого действия; в противном случае автоматизация звука может затянуться на длительное время;

Правильно выбирайте время для занятий - ребёнок не должен быть уставшим, недопустимо отрывать его от любимого занятия (игры, просмотра передачи), иначе у него ещё до начала занятия с вами сложится негативное отношение к нему;

Старайтесь закончить игру до того, как ребёнок сам об этом попросит, это поможет поддержать его интерес; продолжительность занятия может составлять от 10 до 20-25 минут;

Ваш ребёнок нуждается в похвале и поддержке, особенно если испытывает какие-то трудности; избегайте слов «Ты сказал неправильно», «Это неверный ответ», «Ты слушаешь невнимательно», лучшие варианты — «Давай подумаем вместе», «Я назову два (три) слова, а ты выбери подходящее», «Послушай ещё раз»;

Главные помощники в общении с ребёнком – терпение, выдержка, доброжелательность; если вы никак не можете добиться от малыша желаемого ответа или действия, значит вы не сумели объяснить, чего вы хотите; инструкция должна быть простой, чёткой, короткой, содержать понятные ребёнку слова; желательно показать, как это делаете вы, прежде чем малыш вступит в игру сам; резкий тон, раздражение недопустимы, ребёнок должен чувствовать себя комфортно; не жалейте похвал, даже если успехи незначительны. Главное – поверить в свои силы: «Сегодня ты говорил лучше, чем вчера», «Молодец, ты очень старался!».

Обязательно начинайте с простых, посильных для ребёнка заданий, а усложняйте постепенно. Не торопите его, дайте время подумать. Если ребёнок чего-то не знает, можно дать правильный ответ, но лучше, если вы ему предоставите выбор, например: «яблоко- это фрукт или овощ?»

Введение поставленных звуков в самостоятельную речь ребёнка происходит по нарастающей сложности: от проговаривания звука в слогах, затем в словах, в предложениях и так до произнесения звука в самостоятельной речи. В процессе данной работы главное – это формирование речевого самоконтроля ребёнка за своей речью!

Автоматизация звука в слогах

Произнесение ребенком слогов и слоговых сочетаний — очень важный момент в автоматизации звука.

Последовательная смена серий слогов развивает переключаемость артикуляционного аппарата и способствует выработке правильных артикуляционных укладов. Произнесение слоговых сочетаний с одновременным движением пальцев рук способствует развитию мелкой моторики.

Например, «Открытые» слоги. Открытыми называются слоги типа «согласный+гласный».

 ра-ро-ру

ро-ры-ру

 «Закрытые» слоги. Закрытыми называются слоги типа «гласный+согласный»

 ар-ор-ур

ер-ир-юр

Автоматизация звука в словах. На этом этапе все игры направлены на развитие умения различать звуки, анализировать и выделять их из состава слова, то есть определять место звука в слове (начало, середина, конец) (фонематический слух)

Игра «Волшебная палочка». В неё можно играть с мячом. Взрослый задаёт слово, ребёнок заменяет первый звук в этих словах на автоматизируемый.

Например на звук Ш: Тапки-шапки, Жаль-шаль, Губы-шубы, «Назови ласково».

Для звука «Р»: рука — … , сестра — … , брат — … , игрушка — … , курица — … , рябина — … . берёза — … ;

 для звука «Щ» — щенок — … , щётка — … , вещь — … , плащ — … , угощенье — … и др.

Можно поиграть в игру «Слово – шаг», когда разрешается делать шаг, называя любое слово с нужным звуком. При этом ставится задача: дойти до конца ковра, до противоположной стены. В случае повторения одного и того же слова (нет звука или неправильное произношение) придётся вернуться на шаг назад.

Автоматизация звука в предложениях

Речевые игры на развитие творческих способностей могут быть для вас не менее интересны, чем для вашего ребенка.

Например, назвав два слова с заданным звуком, предложите объяснить, как они связаны между собой, например: ручка и карандаш, река и рак, весна и солнце и т.д.

Для этого нужно составить предложение, причем варианты могут быть самые разные.

 «Ручка и карандаш нужны для письма. Это – письменные принадлежности (сходство).

Предложите ребёнку выучить небольшое стихотворение, чистоговорку. Это поможет закрепить звук, развить слуховую память, повысить интерес ребёнка к речевым упражнениям. Если произношение отдельных слов вызовет затруднение, проговорите их несколько раз медленно по слогам и не забудьте выяснить, правильно ли понял их значение малыш. Проговаривание должно быть осознанным.

Обратите внимание: на этапе автоматизации звуков главное – не быстрота, а правильность проговаривания.

Помните! Звук автоматизирован тогда, когда мы произносим, его не задумываясь.

30.12.2022

Логопед - Афанасьева Галина Васильевна

 

Направления работы с неговорящим ребенком

Развитие понимания речи

Очень длительный этап. Используйте простые инструкции типа: «Дай ручку», «А где ножка?», «Покажи носик у собачки», и т. п., опираясь на то, что ребёнку доступно.

После прочтения сказок рассмотрите картинки, попросите ребенка показать солнышко, домик, дерево и т.д. Ребенок должен слышать вашу речь и понимать Вас.

Используйте «игры-поручения». Поручение ребенку выполнение «важных дел» способствует развитию положительного отношения к себе, выработке самооценки. Поручайте ребенку те действия, которые значимы и которые он может выполнить, при этом следует давать ребенку четкие инструкции.

Развитие слухового внимания

Обращайте внимание ребенка на словесное обозначение характера различных звуков: шуршание, скрип, бульканье, звон, шелест, стук, крик и т.п. Прислушивайтесь к звукам комнаты, звукам за окном, на улице; сопровождайте этот процесс комментарием.

Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов, обозначающих то что он услышал: шум, шаги, стук и т.д. Для развития слухового восприятия ребенка полезно, если иногда родители будут разговаривать с ребенком шепотом, играя, например, в разведчиков.

Полезно чередовать «игру в поручения», давая инструкции то громкой, то шепотной речью. Полезно включать классическую музыку - это способствует развитию слухового внимания. Обращайте внимания ребенка на мелодию, какая она - веселая, быстрая, грустная, медленная и т.п.

Побуждение к речевым высказываниям

Побуждение к речи через ситуации, которые эмоционально заинтересовывают ребенка (различные виды пряток: ищем игрушку, часть тела, самого ребенка; рассматривание семейных фотографий).

Например, игра «Прятки». Эта игра способствует развитию эмоционального общения ребенка с взрослым, кроме того детям доставляет огромное удовольствие находить спрятанные взрослым предметы. Основная цель этой игры для неговорящего ребенка: стимуляция произнесения слова «Вот» или словосочетаний «Вот он, вот она». Взрослый показывает ребенку конфетку, шарик или что-то другое, в получении чего ребенок будет заинтересован. Затем прячет этот предмет в кулак и убирает оба кулака за спину, после чего предлагает ребенку угадать, в каком кулачке он спрятан. «Угадай, где конфетка! Правильно, вот она! Где конфетка – вот!». Взрослый очень эмоционально произносит слово «Вот», побуждая к тому же ребенка. Затем ребенок прячет предмет, когда взрослый угадает, уже ребенку нужно будет сказать: «Вот!». В игру «прятки» можно играть и по-другому: накидывать прозрачный платок на голову ребенка и спрашивать: «Где Ваня? - Вот Ваня, кто здесь (ребенок может называть свое имя или говорить «я»)». Также под платок можно прятать куклу, которой нужно дать простые имена: Катя, Ваня, Тата, Оля. Ребенку нужно дать задание «Спрячь, найди». Эти игры также направлены на развитие понимания речи ребенком, в том числе глаголов.

Побуждение к речи через вызывание ориентировочного рефлекса Что это? Что там? Используйте в качестве приёмов рассматривание книжек - раскладушек, игрушек в сухом бассейне, в коробочках, завёрнутых в бумагу и т. п. Главное – привлечь внимание, вызвать эмоциональную реакцию, выраженную междометиями «Ай!», «Ой!», «Ух!», расположить к речевому подражанию.

Стимулируйте ребенка к произнесению простых слов: «да», «нет».  Для этого регулярно в течение дня задавайте ребенку короткие вопросы, предоставляя вариант короткого ответа: «Ты попил воды? Да? Да!»; «Ты убрал игрушки? Нет? Нет!». При этом оставляйте паузу между вопросом и ответом, чтобы у ребенка было время для ответного слова, однако не задавайте этих вопросов требовательным тоном, не заостряйте на них внимание; задавайте их «невзначай». Побуждение выражать свою просьбу одним словом (дай, помоги, надень, пойдём).  Побуждение выражать свою просьбу словосочетанием (давай играть, дай мне мяч) и предложением (скажи, тётя Ира, где ты была).

Развитие психических процессов.

Параллельно ведется работа по развитию психических процессов, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребёнка  (игры на восприятия цвета, формы, величины, на развитие внимания, памяти, мышления). Важно: научить предметному обобщению по форме, цвету, величине (игры: «Цвет и форма», «Сравни и подбери», доски Сегена (цыплята, яблочки, телефоны, черепахи, ботинки), «Логические блоки Дьенеша»). Немало важно научить обобщению по внешним признакам независимо от функций предметов (банан, лимон, желтые часы — все желтое), видовые обобщения: фрукты, овощи, животные и т.д. (Игры: «Побери картинку», «Четвертый лишний», «Парочки», «Речевое лото», «Занимательные квадраты», «Мое — не мое», «Раздели на группы»),  логический признак живой - неживой (игры: «Подбери картинку», «Отгадай загадку», «Четвертый лишний», «Логический поезд», «Логический домик», «Занимательные квадраты»), научить располагать предметы в определенной последовательности по следующим признакам:  по размеру; по высоте;  по длине.

Советы для родителей «Помогите малышу заговорить»

Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Развитие речи малыша требует более внимательного отношения и специальной работы дома. Родители должны осознать, что в случае, если имеет место отставание в речевом развитии, следует принять новый подход к воспитанию ребенка дома.

Некоторые правила:

Создание речевой среды. Под этим подразумевается следующее: с ребёнком необходимо постоянно говорить, многократно проговаривая все режимные моменты (одевание и раздевание, умывание, купание, еда, прогулка, подготовка ко сну), и различные бытовые ситуации (раскладывание игрушек по местам, приготовление еды, уборка со стола, мытье посуды, подметание пола и др.). Такую же работу следует проводить во время игр с игрушками и картинками, при чтении книжек. При этом:

взрослый говорит простыми короткими предложениями из 2-4 слов,

одни и те же словосочетания употребляет по несколько раз,

делает паузы,

использует различные интонации, различную силу голоса.

слова произносятся чётко, с выделением ударного слога, для чего ударный слог немного растягивается.

Взрослый часто обращается к ребенку, задает вопросы. Но не следует требовать от малыша немедленного ответа. Таким образом, взрослый задает вопрос, делает паузу, затем отвечает на вопрос сам. После того, как ребенок много раз слышал название предмета, брал его, ощупывал и рассматривал, действовал с ним, можно попросить малыша принести (показать, найти, подать) знакомый предмет, или совершить с ним какое-либо действие.

Примеры проговаривания взрослым различных ситуаций:

Умывание. Идём умываться. Давай откроем кран. Нет, не в ту сторону, в другую. Вот так. А где мыло? Вот мыло. Бери мыло и намыливай руки. Клади мыло в мыльницу. Давай я тебе помогу. Три ручки хорошенько. Теперь давай смоем мыло. Подставляй руки под водичку – вот так. Теперь давай умоем личико – вот так. Набери воды в ладошки и потри личико. Закрывай кран. Теперь давай стряхнем воду с ручек – вот так. Где полотенце? Бери полотенце, вытирай лицо и руки. Молодец! Смотри, какой чистенький стал.

Сборы на прогулку. (Все необходимые вещи разложены на стульчике) Сейчас мы с тобой пойдём гулять. Найди, где у нас лежат штанишки. Вот они. Давай наденем штанишки – вот так. Сначала на одну ножку, потом на другую ножку. Теперь застегнем пуговичку. Покажи, где пуговичка. Неси кофточку. Ой, какая красивая, теплая кофточка. А это что у кофточки? Кармашек. Найди, где на кофточке спрятался мишка. Правильно, вот он. А где цветочек? Тут. Давай наденем кофточку. И т.д.

На прогулке. Посмотри, какая сегодня погода. Да, дождик идет. Надевай капюшон. А я раскрою зонтик. Вот так. Теперь можно гулять. А что это на дорожке? Это лужа. В луже водичка. Дождик капал, капал – и получилась лужа. Пойдем дальше. Вот дерево. Посмотри, что это такое под деревом? Это листики упали. Вот желтый листик. А этот листик какого цвета? Красный листик. Много листиков. Покажи, как много листиков. И т.д.

Построим домик. (Используется набор деревянных или пластмассовых кубиков) Смотри, какие у нас есть кубики. Покажи, где красный кубик. Правильно, вот он. А где желтый? А где кубик синего цвета? Вот тут. Давай построим из кубиков домик. Какой будет домик – большой или маленький? Покажи. Большой? Хорошо. Вот я поставила кубики. Теперь ты ставь. Ставь вот сюда. И т.д.

2. Ведение дневника. Помимо создания речевой среды для ребенка, родителям рекомендуется вести дневник, в котором ведется учет активного словаря ребенка – все слова, которые употребляет ребенок (в том виде, в котором он их произносит, а также «расшифровка» значения), и пассивного словаря – те слова, значение которых ребенок понимает. Рядом со словами следует проставлять даты. Если родители будут достаточно внимательны, то при ведении дневника появляется возможность наглядно увидеть динамику развития речи ребенка. Также в дневнике полезно описывать занятия и игры, которые уже проводятся с ребенком, и которые планируется проводить. Это удобно, когда с ребенком занимаются разные члены семьи.

Советы для родителей неговорящих детей

Меньше окружающего шума. Если для ребенка типична ситуация, когда мама пытается обучить его отличать собачку от кошки, а вокруг: бабушка перекручивает мясо в комбайне; старый дедушка, чтобы услышать новости, смотрит телевизор так, что слышно соседям, а папа пылесосит, вряд ли малыш сможет вычленить из потока поступающей слуховой информации нужную. 

Меньше речевого шума. В интернете много рекомендаций о том, как важно с неговорящим ребенком больше разговаривать. В результате годовалым детям рассказывают устройство холодильника, либо же мамы без отдыха комментируют все вокруг по принципу: «что вижу, то пою». Но на самом деле для ребенка с нарушением понимания речи - это лишь дополнительная нагрузка, которая вводит его нервную систему в режим «охранительного торможения». 

Общайтесь с ребенком на том уровне, который ему доступен сейчас. Это основное правило. Когда мама годовалового ребенка спрашивает его «Ну, что ты плачешь?», какой ответ она хочет услышать? Однако, это создает у ребенка ситуацию неуспеха, провоцируя в дальнейшем много проблем с поведением. Когда педагог, зная, что ребенок не отличает банан от машинки, дает инструкцию: «Вот, Вася посмотри, какая пирамидка, красивая пирамидка, давай ее соберем правильно, от большого к маленькому», что из всех этих слов должен понять малыш? Это сложный навык – уметь пристраиваться к уровню ребенка. И родителям, и специалистам помогут два упражнения: 

- запишите на диктофон свой разговор с ребенком, те инструкции, которые Вы даете и пр. В свободное время – проанализируйте, что было лишним, как можно было сократить; 

- составьте перечень фраз-обращений, поощрений, порицаний. Например, если ребенок дерется, кусается и пр.: не стоит вдаваться в длинные пояснения, что маме (другому) больно, что ее увезут в больницу, ее накроет столбняк и она погибнет. Нужно просто сказать: «Стоп, нельзя так делать». А, если ребенок успешно выполнил задание, похвалите его за конкретное качество, а не непонятным словом «Молодец». Например, «Ты так красиво нарисовал!». 

4. Приучите себя, чтобы содержание Вашей речи соответствовало эмоциям. Если ребенок ударил маму, а она гладит его по голове и говорит: «Ванечка, не нужно, маме больно», а сама испытывает раздражение внутри, то ребенок, «считав» эмоциональную информацию и раздражения, и ласки одновременно, не поймет и обязательно повторит свое действие. 

5. Общаясь с ребенком, не понимающим речь, стройте предложения, чтобы они максимально были приближены к структуре внутренней речи: «возьми», «кидай», «это сюда» и т.п. Используйте больше глаголов и меньше существительных, если ребенок совсем не понимает речь. Есть такое понятие в логопедии и психологии – «внутренняя речь». Это такие конструкции, в основном глагольные, которыми мы «думаем». Например, если Вам нужно выйти из дома, Вы думаете: одеться, обуться, открыть дверь.

6. Используйте визуальные подсказки, например, фотографии самого ребенка, визуальное расписание. 

7. Разговаривая с ребенком, утрируйте мимику и артикуляцию. 

«Удачи всем родителям, а педагогам – внимания к подаче инструкций!»

31.10.2022

Логопед - Афанасьева Галина Васильевна

 

Как выбрать школу для ребёнка, поступающего в 1-й класс?

Во-первых, решите, в школу с каким статусом вы хотите отдать своего ребёнка: в школу с углублённым изучением отдельных предметов, в лицей, гимназию или в обычную школу.

Во-вторых, узнайте, какие школы находятся в вашем микрорайоне. Если ребёнок будет ходить в школу самостоятельно, то стоит серьёзно задуматься над тем, насколько близко она расположена от вашего дома, насколько безопасен путь от дома до школы.

Обычно в феврале-марте во всех школах проводятся собрания для родителей будущих первоклассников. Не поленитесь, посетите несколько школ, которые вас заинтересовали.

На собрании вы сможете познакомиться с администрацией школы, с учителями будущих первоклашек. Осматривая школу, обратите внимание на соблюдение чистоты и порядка в ней, на оснащённость классных комнат, на наличие спортивного и актового залов, спортивной площадки возле школы, на организацию питания детей (насколько просторны и хорошо оборудованы буфет и столовая, как организовано горячее питание). Особое внимание обратите на организацию внеурочной деятельности: наличие групп продлённого дня (ГПД) и помещений для них, различных кружков и спортивных секций.

Если вы узнаете, что учащиеся этой школы часто побеждают на различных районных и городских олимпиадах и в конкурсах, а выпускники поступают в вузы не только на платные отделения, значит в этой школе ваш ребёнок сможет получить достойное образование.

Если представится возможность, понаблюдайте за учащимися: например, если старшеклассники позволяют себе курить в здании школы или употребляют при преподавателях нецензурные слова - вряд ли в этой школе существуют должные дисциплина и порядок.

В-третьих, если вы знаете, что в этом году в 1-м классе будет учитель, о котором вы слышали много хорошего, может, стоит, не задумываясь, отдать ребёнка именно в эту школу?

Надо ли обучать ребёнка чтению до поступления в школу?

НАДО! Чем раньше ребёнок начинает читать, тем больше ему нравится это делать и тем лучше он справляется с чтением.

Учёные приводят ряд причин, по которым следует учить ребёнка читать, начиная даже не с дошкольного возраста, а с самого раннего детства:

1. Дети гиперактивны, любознательны. Если ребёнку 3–7 лет предоставить возможность утолить жажду знаний, гиперактивность снизится, что предохранит его от травм и позволит изучать окружающий мир более успешно.

2. Почти все дети в возрасте «от двух до пяти» обладают уникальными способностями, в том числе умением впитывать знания. Всем известна та лёгкость, с какой маленькие дети запоминают новую и порой даже непонятную им информацию.

3. Научившись читать в раннем возрасте, ребёнок сумеет освоить гораздо больше информации, чем те из его сверстников, кто был лишён такой возможности. Если он рано научился читать, то в 1-м классе ему по силам будет тот материал, который обычно дают детям в возрасте 8—12 лет.

4. У детей, научившихся рано читать, способность к пониманию развита гораздо лучше. Они к моменту поступления в школу читают уже не по слогам, не понимая смысла прочитанного, а выразительно, целыми словами.

5. Тот ребёнок, который научился рано читать, любит чтение. Многие родители считают, что детям, которые уже умеют читать, в 1-м классе будет скучно. Утверждать, что чем больше дети знают, тем больше они будут скучать, – то же самое, что утверждать, будто дети, которые ничего не знают, будут всем интересоваться и забудут о скуке. Если в классе неинтересно, то скучать будут все. Если же интересно, то заскучают, лишь те, кто не способен ничего понять.

И ещё один любопытный факт: когда ребёнка учат читать в домашних условиях, успех - стопроцентный, вне зависимости от использованной методики.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ! Обычно лучшие ученики любого класса – это хорошо читающие дети.

Любите своего ребёнка

Любить своего ребёнка – значит верить в него, верить в то, что у него всё получится. Когда родители видят в своих детях только недостатки, им трудно воспитать из них успешных людей. Если, например, вы убеждены, что ваш малыш беспомощен или, скажем, труслив, то это отношение будет проявляться во всём и только укрепит эту самую беспомощность и трусость. Никогда не давайте негативных оценок своему ребёнку, не позволяйте прижиться чувству неуверенности в его сознании и душе. Постарайтесь поддерживать в нём положительную самооценку. Чаще напоминайте ребёнку, что он обязательно справится со всеми трудностями, а вы ему в этом поможете.

Любви, говорят, нельзя научить. Просто ваш ребёнок должен чувствовать, что вы его любите, любите верно и самоотверженно. Не стесняйтесь говорить ему ласковые, добрые слова, умейте уступать, прощать, где это нужно и возможно.

Ребёнок должен знать, что любовь к маме, папе, бабушке, дедушке - это прежде всего готовность отдавать, чем-то жертвовать во имя этой любви. Помните, что беззаветно любят именно тех, в кого вложили больше всего труда и души. Внук будет скучать не по той бабушке, которая дарила ему дорогие подарки, а по той, которой надо было помогать: вскапывать и полоть огород, ходить в магазин за продуктами и т. и. И маму особенно любит тот ребёнок, который привык заботиться о ней, помогать, который последнюю конфету разделит между всеми членами семьи.

Существуют крайности родительской любви:

• всё разрешать ребёнку, предоставлять ему полную свободу;

• всё делать за ребёнка, удовлетворять все его материальные запросы;

• неусыпно контролировать каждый шаг ребёнка, каждое его действие;

• постоянно выражать свои чувства к ребёнку, обнимать, целовать его;

• любить только за что-то: за успехи в школе, за какие-либо достоинства.

Не забывайте, пожалуйста, что всё вышеперечисленное может иметь отрицательные последствия для развития вашего ребёнка.

РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!

Любите ребёнка просто так, ни за что. Любите потому, что он есть, что он ваш ребёнок!

30.09.2022

Логопед - Афанасьева Галина Васильевна

 

Особенности становления речи у детей с нарушением зрения

Становление речи у зрячих и лиц с нарушениями зрения осуществляется одинаково, однако отсутствие зрения или его глубокое нарушение изменяет взаимодействие анализаторов, в силу чего происходит перестройка связей и при формировании речи она включается в иную систему связей, чем у зрячих.

Речь слепого и слабовидящего развивается и усваивается в ходе деятельности и общения с людьми и предметами окружающей действительности, но имеет свои особенности формирования: изменяется темп развития, нарушается словарно-семантическая сторона речи, появляется «формализм», накопление значительного количества слов, не связанных с конкретным содержанием.

Тифлопсихологи и тифлопедагоги (З.Г. Ермолович, С.Л. Жильцова, М.И. Земцова, Н.С. Костючек, Н.А. Крылова, Л.И. Солнцева, и др.) отмечают замедленность формирования речи в первоначальный период ее развития и связывают эту особенность с недостаточно активным взаимодействием с окружающим в процессе предметно-практической деятельности.

На сегодняшний день существует ряд теорий (Т. Геллер, А. Штумф, К. Бюрклен, А.А. Скребицкий, А.А. Крогиус, П.Г. Мельников и др.), построенных на понимании речи как результата индивидуального опыта, отражающего значительный разрыв между представлениями и словами слепых.

Специфика и особенности формирования речи у детей с нарушением зрения ярче проявляются в раннем, дошкольном и младшем школьном возрасте.

В первый год жизни развитие деятельности сохранных органов чувств происходит в неблагоприятных условиях из-за выключения взаимодействия с ними зрительных компонентов. Это, в свою очередь, влечет за собой большую зависимость слепого ребёнка от взрослого. Ведущая деятельность в этом возрасте – общение. Оно играет активную роль в развитии детей с нарушением зрения и в усвоении им общественного опыта. 

Дифференцированное слуховое восприятие и самостоятельные вокализации при осязательном знакомстве с предметами начинают играть важную роль, как средство общения с окружающими людьми. Ребенок с нарушением зрения использует речевые звуки и слова для привлечения к себе внимания. Отклик взрослых и их эмоциональное отношение к этому стимулируют как произнесение звуков и слов, так и слуховое восприятие слепого. Он начинает узнавать своих родных и близких по голосам, отличать их от чужих.

Привлечение ребенка с нарушением зрения к взаимодействию и манипуляциям с предметами через речь, называние предметов развивают понимание речи, активизируют его ответные реакции, т.е. формируют потребности соучастия в специфически человеческих действиях с предметами.

Речь взрослого, обращенная к ребенку, не просто сопровождает действие, она привлекает внимание слепого и слабовидящего ребёнка к обследованию предметов, вызывает у него интерес и тем самым создает прочные связи между словом и осязаемым предметом, расширяет круг понимаемых речевых ситуаций.

Своеобразный путь развития проходит функция понимания речи у детей с глубоким нарушением зрения. Она проходит целый ряд ступеней. На ранних этапах значение понимаемого ребенком названия предмета основывается на эмоциональном переживании целой ситуации. Это приводит к отнесенности слов к широкому кругy различных предметов и действий, входящих в эту ситуацию. Но ребёнок на этом этапе не умеет обобщать в слове однородные предметы.

На следующем этапе слово начинает связываться с наличием конкретного предмета, что конкретизирует речевую ситуацию и обогащает социальный опыт ребёнка с нарушением зрения. И на заключительном этапе, с появлением представлений, ребенок становится способным понять слово без наличия предмета. К полутора – двум годам понимаемые слова становятся более стойкими и обобщенными: ребенок знает названия ограниченного круга окружающих предметов, действия с ними и названия отдельных качеств предметов, может оценить их (хороший – плохой, большой – маленький).

Развитие фонематического слуха у ребенка раннего возраста с нарушенным зрением примерно после полутора лет начинается ускоренными темпами. До этого периода он воспринимает ритмические и интонационные особенности фразы, но отдельных слов еще не различает. К одиннадцати месяцам начинает выделять слова, но в них еще не различает фонем, а фиксирует лишь общую структуру слова, т.е. развитие понимания речи у ребенка идет от более комплексных к более дифференцированным частям речи, от фразы к слову.

К двум годам у ребенка с нарушенным зрением быстро растет активный словарь, совершенствуется грамматический строй речи. Его общение в этот период направлено на взрослого, поэтому, подражая взрослым, он овладевает огромным запасом слов и целых предложений, непонятных ему по содержанию. Повторение и употребление слов с пока непонятными значениями не пугает ребенка, так как в ответ на них он получает отклик и радость со стороны взрослого. В связи с этим актуализируется роль родителей и педагогов в развитии речевой функции ребёнка с нарушенным зрением в раннем возрасте.

Основой для компенсации слепоты в этом возрасте является система связей речевой деятельности со всей системой сохранившихся анализаторов, с развивающейся двигательно-мышечной системой. Подобный опыт приводит ребенка к необходимости использовать речь. Процесс речевого общения позволяет ускорить формирование предметных действий, дает возможность их совершенствовать.

Сопровождение всех действий речью, т.е. создание и укрепление связи между словом, предметом и действием, позволяет впоследствии использовать речь в качестве коррекционного средства моторики, нарушенной слепотой. Речь взрослого может активно способствовать усвоению слепым ребенком предметных действий, не только за счет привлечения внимания к предмету и формулирования задачи: она позволяет руководить способами выполнения этой задачи.

В дошкольном возрасте дети с нарушением зрения овладевают устной речью, имеют достаточно большой словарный запас, правильно (грамматически) выражают свою мысль. Однако влияние нарушений зрения выявляется в специфичности её развития в зависимости от уровня ее сформированности. Именно в это время начинают проявляться особенности, связанные с нарушением зрения.

Анализ речи слабовидящих учащихся начальных классов (Н.А. Крылова) свидетельствует о таких недостатках её развития, как трудности составления пересказов, бедность словаря, которые сохраняются и в начальной школе.

Таким образом, пропедевтика речевых нарушений у детей с нарушением зрения, начиная с раннего возраста, является основной задачей в коррекционно-логопедической работе.

30.08.2022

Логопед - Афанасьева Галина Васильевна

 

«Взаимодействие ДОУ и семьи в формировании правильной речи ребенка»

Своевременное и правильное формирование речи в дошкольном возрасте – одно из условий нормального развития ребенка и, в дальнейшем, его обучения в школе.

Любая задержка и любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также на его деятельности.

Важно развивать все стороны речи:

Фонетическую (правильное произношение);

Грамматическую;

Связную речь

Опыт по развитию речи детей показал, что только взаимодействие детского сада и семьи дает хороший и значимый результат.

В семье должна быть создана благоприятная ситуация для совершенствования речи детей, для закрепления знаний, полученных на занятиях в детском саду.

Учитывая, что основная деятельность детей дошкольного возраста – это игра, предлагаю вниманию родителей несколько речевых игр, которые можно провести с детьми самостоятельно в домашней обстановке.

Игра на кухне «Угощаю» - ребенку предлагается вспомнить «вкусные» слова и угостить друг друга.

Можно подбирать «съедобные» слова на определенный звук:

А – апельсин, ананас, абрикос и т.д.;

Б – борщ, булка, бутерброд и т.д.

Слова необходимо произносить по очереди: ребенок – взрослый.

Игра по дороге в детский сад "Язаметил..." - ребенку предлагается по пути называть предметы, мимо которых он проходит, и описывать их.

Например: «Я вижу почтовый ящик. Он синий, металлический, небольшого размера…»

Игра в свободные минуты – игровое упражнение на совершенствование слоговой структуры слов.

Инструкция: «Слоги в наших словах перепутались. Помоги им распутаться!»

Например: СЫ-БУ (БУСЫ), КА-СУМ (СУМКА), КА-СО-БА (СОБАКА).

Игры в выходной день «Я дарю тебе словечко…» - родители должны объяснить ребенку значение нового слова и составить с ним предложения.

Данные игры помогут Вам, уважаемые родители, не только развить речь ребенка, но и сформировать у него внимание, память, мышление, а главное – еще больше подружиться и стать ближе к своему малышу!

29.07.2022

Логопед - Афанасьева Галина Васильевна

 

«Весело играем – свою речь развиваем…»

Известно, что дефекты произношения малыша обычно не беспокоят родителей. Их даже умиляют отдельные «лепетные» слова, они сами повторяют смешные детские словечки.

Время идет, речь постепенно исправляется.

Но всегда ли? К сожалению, нет.

Для того чтобы предотвратить эти трудности, необходимо развивать речь ребенка в дошкольном возрасте.

Что больше всего любит делать ваш малыш?

Конечно же, играть. Существует множество игр, которые непосредственно влияют на развитие речи ребенка. Вот некоторые из них…

Игры с пальчиками

Такие игры известны с давних времен. В любой русской семье мама или няня сажала малыша на колени, брала его ручку в свою и, загибая пальчики, приговаривала:

Сорока-белобока дрова собирала, Печку топила, кашу варила, 

Деток кормила. Этому дала, этому дала, этому дала...

А этому не дала: Он дрова не колол, Печку не топил, Кашу не варил...

Народ сочинил множество подобных коротких приговорок, многие из которых и сейчас используются в работе с младшими дошкольниками. Существует немало сборников текстов для пальчиковых игр.

Лепка

Почти любая ручная работа в итоге приводит к тренировке мускулатуры и координации движений рук, а значит, косвенно готовит ребенка к письму.

Мы много раз убеждались: как бы взрослые ни старались объяснить или даже показать малышу, как правильно вылепить из глины или пластилина какую-нибудь фигурку, без их помощи он почти никогда не справляется с заданием. Лучшее, что он создает, это шарик или колбаска.

Но и данная работа совсем не бесполезна. На глиняный шарик можно надавить пальчиком, который потом будет участвовать в письме, а колбаску сделать тоненькой, раскатывая сразу двумя важными для письма пальцами.

Так что лепка — дело весьма полезное. А чтобы она имела еще и «хозяйственный» эффект, можно предложить детям лепить посуду.

Кто знает, может быть, рука древнего человека развивалась именно благодаря необходимости лепить глиняные сосуды — амфоры, чаши, вазы, плошки, кувшины. (Заметьте, сколько новых слов появляется в лексиконе малыша!)

Глиняный шарик надо разминать пальцами, продавливать в нем ямку, делать тонкими «стенки», чтобы получилась настоящая чашка или кастрюлька.

Вся эта замечательная работа косвенным образом служит самому главному, к чему без карандаша и бумаги готовится рука ребенка, — умению писать.

Штриховки

Также для развития мелкой моторики можно использовать различные штриховки как предметных, так и сюжетных картинок. Очень действенным будет метод обведения картинок по контуру, дорисовывание предметов.

Рисунки на песке

Рисунки на песке являются наиболее интересными.

Итак, дорогие мамы и папы, дедушки и бабушки, играйте с вашим ребенком в такие  игры и развивайте его речь!

30.06.2022

Логопед - Афанасьева Галина Васильевна

 

Зачем логопед задаёт домашние задания?

Успех коррекционного обучения детей с речевым недоразвитием во многом определяется участием родителей  в комплексе психолого – педагогических мероприятий. Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на логопедических занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные  знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей  тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. Выполнение дома определённых видов работы по заданию логопеда дисциплинирует вашего малыша  и подготавливает  к ответственному выполнению будущих школьных домашних заданий. Так что же логопед задаёт для выполнения на  дом? 

Задания строятся на материале темы, изучаемой всю предшествующую неделю на индивидуальных занятиях, проводимых логопедом.

Задания включают в себя основные разделы:

 - Артикуляционная гимнастика, включающая упражнения, подготавливающие артикуляционный уклад для постановки отсутствующих звуков. В дальнейшей работе добавляются упражнения на автоматизацию (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой  и самостоятельной речи ребёнка). Эти упражнения должны выполняться дома ежедневно  от 3 до 5 раз в день. Упражнения выполняются перед зеркалом (чтобы ребёнок мог себя контролировать). Необходимо добиваться чёткого, точного, плавного выполнения движений.

 - Задание на развитие фонематического восприятия и воспитание основ  звуко - слогового анализа и синтеза.

 - Серия лексико – грамматических заданий направлена на обогащение пассивного словаря, а главное на стимулирование и использование в активной речи ребёнка полученных знаний, путём упражнений на словообразование, изменение по родам, числам и падежам, на согласование прилагательных и числительных с существительными; словоизменение при помощи приставок, суффиксов, объединение основ; подбор родственных, обобщающих и уточняющих слов.

 - Задания по развитию связной  речи: это построение простых и сложных распространённых предложений с предлогами и без (по схеме); это рассказы-описания по плану и схеме; по серии сюжетных картинок и по одной сюжетной картине, с опорой на предметные картинки и по представлению, используя опорные слова; пересказы и самостоятельные творческие рассказы детей;  заучивание подобранных для ребёнка стихов.

 - Задания на развитие мелкой моторики  и подготовки руки к письму: обведение по контуру, дорисовывание элементов, штриховка в различных направлениях разными способами по образцу; работа с трафаретами и шаблонами; вырезывание и вклеивание картинок; рисунки, аппликации, графические диктанты; печатание букв, слогов, слов и предложений и небольших связных текстов.

 - Задания на закрепления навыков грамоты и чтения: прочитывание слоговых таблиц, с последующим усложнением и увеличением объёма текстов; ребусы, кроссворды и занимательные задания с изученными буквами.

ЧТО НЕОБХОДИМО ЗНАТЬ И ПОМНИТЬ РОДИТЕЛЯМ ПРИ КОНТОРОЛЕ ЗА ВЫПОЛНЕНИЕМ ЗАДАНИЯ РЕБЁНКОМ ДОМА:

 - Домашнее задание в индивидуальной тетради записывает логопед. Выдаётся тетрадь воспитателями  группы в  пятницу в вечерние часы.

 - Домашние задания выполняются не в один приём. А разбиваются на части (по10-15 минут работы). Не рекомендуем выполнять задания в воскресенье вечером перед сном. Большую пользу принесёт выполнение задания небольшими порциями (по 2-3 упражнения): в пятницу в вечерние часы, суббота и воскресенье в дневное время. Артикуляционная гимнастика и автоматизация звуков выполняется ежедневно до 3-х раз в день. Остальные задания выполняются однократно

 - Все задания прочитываются взрослыми для ребёнка вслух. Эти задания ребёнок выполняет устно, а взрослый вписывает в индивидуальную логопедическую тетрадь ответ ребёнка, не корректируя его: сохраняя все произнесённые окончания и формы слов.

 - Графические задания ребёнок выполняет самостоятельно (рисует, выполняет штриховку и пр.) но под обязательным присмотром взрослого. Тогда рабочая тетрадь будет выглядеть аккуратно, красиво и  красочно на протяжении учебного года. А хорошо оформленная тетрадь один из моментов педагогического и коррекционного воздействия.

 - Индивидуальную  рабочую  тетрадь с выполненным домашним заданием в аккуратном состоянии ребёнок приносит в детский сад в понедельник.

 - Контроль за выполнением домашнего задания позволяет поддерживать тесную взаимосвязь между логопедом, воспитателями группы и родителями, общей целью которых является  успешная коррекция речи ребёнка и всесторонняя подготовка его к обучению в  школе; выработка психологической и  эмоциональной  готовности к усвоению новых знаний и умений; воспитание грамотной, образованной, гармонично развитой личности.

 - На протяжении всего учебного года еженедельно по четвергам (с 12. 30 до 16.30) проводятся консультации для родителей детей, посещающих логопедическую группу. Во время консультации учитель – логопед  покажет индивидуальные коррекционные приёмы работы с ребёнком, отметит его успехи. Подчеркнёт особенности прохождения коррекционного процесса, обратит внимание на вызывающие затруднения задания и упражнения, подскажет на что необходимо обратить внимание при выполнении домашнего задания.

ПАМЯТКА (правила занятий с ребёнком дома)

 1 - заниматься с ребёнком дома ежедневно.

 2 - занятия проводить в спокойной доброжелательной обстановке

 3 - время проведения занятий 10-15 минут

 4 - хвалите ребёнка за каждое, даже небольшое достижение

 5 - артикуляционные упражнения выполнять перед зеркалом, чтобы ребёнок мог себя контролировать.

 6 - все задания (кроме графических) выполняются устно, а взрослый вписывает ответ ребёнка.

 7 - графические задания ребёнок выполняет самостоятельно под обязательным наблюдением взрослого.

 8 - тетрадь с выполненным домашним заданием в понедельник ребёнок сдаёт воспитателю группы, а в пятницу получает новое задание.

Уважаемые родители!

Желаем вам в работе с детьми терпения, искренней заинтересованности и успехов.

30.05.2022

Логопед - Афанасьева Галина Васильевна

В гостях у шипящих звуков (.pdf 2.25 MB)

 

СТИМУЛЯЦИЯ РЕЧИ ОТ 1 ГОДА ДО 2,5 ЛЕТ

ШАГ1. Внесение смысла в лепет: если ребенок говорит «мама» - положительная реакция мамы (мама, папа, баба, дррр(машина) аааа (спать) бах(упал). 

ШАГ 2. Стимуляция использования первых 5-7 слов. Задавайте вопросы: "Кто пришел, кто это, позови маму". Сами используйте лепетные слова и звукоподражания наряду с полными словами "Как Ваня упал? Бах!" Ориентировочный возраст - с года до полутора лет. 

ШАГ 3. Наблюдая за за игрой ребенка, запишите его "речевую продукцию"

1. Имеющиеся слова (любые звуки, слоги и звукоподражания, несущие смысл)

2. Имеющиеся лепетухи ( различные звуки и слоги, не несущие смысла) Проделайте анализ артикуляционных возможностей ребенка, например ребенок в словах и лепетухах использует следующие буквы и слоги.: МА, па, ба, ааа да-да-да, ва-ва-ва, ка-ка, у, га-га. 

ШАГ 4. Составление предположительного словаря с использованием лепетных слов.

Слово звукоподражание: Барабан - бам-бам-бам, Упал - бах, бабах, Качаться, качели - кач-кач, Дождик - кап-кап, Гусь - га-га-га, Лягушка - ква-ква, Дай, дать? - дай, Собака - ав-ав, Ворона - кар-кар, Спать - а-а-а, бай-бай. 

Возможно, ваш ребенок будет почти одинаково называть дождик, ворону и качели (ка-ка), но это будет три слова. И если вы прислушаетесь, то говорить малыш их будет по-разному. 

Шаг 3 и 4 - приблизительно в полтора года.

ШАГ 5. Появление слов взрослого лексикона: 

Бабака (собака), Титики (часики), Моти (смотри). 

Появление галофразы, например, ребенок говорит «папа» в ответ на предъявление молотка, что означает «папа стучал этим молотком» Появление двухсловных конструкций: яя бах (Ляля упала).

!!! Приблизительный возраст начала этого этапа - 1 год 8 месяцев.

Для появления слов взрослого лексикона предлагаем поиграть в игру «Повторялки»*

Все дети разные. Одни слышат, как говорят родители и повторяют как могут, то есть у них как бы есть умение упрощать слово и произносить его. Например, слышит "Большая", говорит "аяя" и все довольны, вместо слова "трактор", говорит "такта", или "тата" и опять это хорошо. Это уже взрослые слова, ребенок говорит их неправильно, но это допустимо для этого возраста.

Есть дети, которые думают так: " Я не умею говорить "большая", и не буду говорить, я отрицательно покачаю головой, если меня об этом попросят или попрошу сказать взрослого, используя указательный жест и вопросительную интонацию". Что делать? Мы не можем попросить "скажи "аяя", предлагая пример искаженной речи. Звукоподражания говорить взрослый может (ко-ко, га-га-га), а искаженные слова нет. Поэтому можно попробовать играть в повторялки со слогами (смотри - чистоговрки). Они ничего не значат. Просто веселая игра. Но ребенок учится повторять осознанно (!) разные сочетания звуков и слогов. Кроме того, что это развивает слуховое внимание и расширяет произносительные возможности, это помогает ребенку сказать "кусочек взрослого слова.

ПРАВИЛА:

Всегда начинайте с одного и того же: Например, со звука «А». Это позволит ребенку настроиться на игру, а также сказать вам о том, что он хочет поиграть в повторялки. Малышу достаточно подойти к вам и сказать «а!»

Говорите только те звуки и слоги, которые есть в репертуаре ребенка.

Используйте один-три повторяющихся слога (это среднее количество слогов в словах русского языка. Например, па, папа, папапа).

Если ребенок произносит не те слоги, например, вместо «га-га», говорит «па-па» не поправляйте его, не говорите «нет», просто еще раз повторите «Га-га»

Когда ребенок будет легко повторять за вами цепочки одинаковых слогов, начинайте учить его переключаться с одного слога на другой: па-пу (смена гласного) па-та (смена согласного)

Если и здесь вы достигли успехов, можно предложить простые слова, состоящие из слогов, хорошо произносимых ребенком: пока, иди, нога, кукла (ребенок скажет «кука»), трава (тава). Всегда говорите слова правильно, но принимайте любое произнесение слов ребенком.

Постепенно расширяйте репертуар ребенка, предлагая ему слоги, которые он пока еще не начал сам произносить. Делайте это в таком порядке:

​1. Знакомый слог

2. Новый слог

3. Новый слог (тот же)

4. Знакомый слог

5. Знакомый слог.

Знакомые слоги могут быть разными, важно, что ребенок легко повторяет их.

* Часто бывает так, что ребенок повторяя какое- либо слово/звук/слог спонтанно, на высоте эмоционального подъема не может повторить его по просьбе взрослого. Это значит, что произвольного повторения еще нет и нужно создавать эмоционально насыщенные ситуации, когда у ребенка слово "вылетит" непроизвольно. Со временем ребенок научится повторять по вашей просьбе, то есть произвольно.

30.03.2022

Логопед - Афанасьева Галина Васильевна

 

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед? (.pdf 66.92 KB)

 

Может ли мама сама определить, нужен ли ребенку логопед?

Дети овладевают правильной речью постепенно, в течение нескольких лет. Для каждого возраста существует своя норма. К году нормально развивающийся ребенок употребляет уже 3-4 «лепетных» слова, понимает отдельные слова, соотносит их с конкретными предметами. Понимает простые инструкции, сопровождаемые жестами («где мама?», «дай ручку», «нельзя»), К двум годам употребляет предложения из двух-трех слов, понимает и правильно выполняет двухступенчатую инструкцию («пойди на кухню и принеси чашку»), имеет словарный запас минимум 50 слов. К двум годам ребенок уже правильно произносит звуки: п, б, м, ф, в, т, д, н, к, г. Если к 2,5 года у ребенка не формируется элементарной фразовой речи - значит, темп его речевого развития отстает от нормы. В речи трехлетнего ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы он переходит к употреблению сложной фразы с использованием падежных форм существительных единственного и множественного числа, употребляет в предложении простые предлоги (на, в, под, за, с, из) и союзы (потому что, если, когда). К 3,5 года значительно увеличивается количество прилагательных. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги (по, до, вместо, после, из-за, из-под), союзы (что, куда, сколько). К этому времени осваиваются свистящие звуки (с, з, ц), а также ы, э, несколько позднее шипящие (ш, ж, ч, щ). Звуки р, л обычно появляются к 5-5,5 года. К пяти годам ребенок полностью усваивает обиходный словарь, пользуется обобщающими понятиями (одежда, овощи и т.д.). В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор и т.п.). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми Афанасьева Г.В. звуками родного языка и правильно их употребляет в речи.

Если речь детей значительно отличается от этих норм, следует обратиться к логопеду. Однако часто родители привыкают к речи своего ребенка и не замечают многих проблем в его развитии, особенно если он единственный в семье. Поэтому рекомендуется первый раз посетить логопеда поликлиники в три года и затем ежегодно - с профилактической целью. Если же лепет у вашего ребенка угас, а первые слова не появились и к 2 годам, то обратиться за помощью следует раньше.

31.01.2022

Логопед - Афанасьева Галина Васильевна