Надо ли обучать ребёнка чтению до поступления в школу?
НАДО!
Чем раньше ребёнок начинает читать, тем больше ему нравится это делать и тем лучше он справляется с чтением. Учёные приводят ряд причин, по которым следует учить ребёнка читать, начиная даже не с дошкольного возраста, а с самого раннего детства:
1. Дети гиперактивны, любознательны. Если ребёнку 3–7 лет предоставить возможность утолить жажду знаний, гиперактивность снизится, что предохранит его от травм и позволит изучать окружающий мир более успешно.
2. Почти все дети в возрасте «от двух до пяти» обладают уникальными способностями, в том числе умением впитывать знания. Всем известна та лёгкость, с какой маленькие дети запоминают новую и порой даже непонятную им информацию.
3. Научившись читать в раннем возрасте, ребёнок сумеет освоить гораздо больше информации, чем те из его сверстников, кто был лишён такой возможности. Если он рано научился читать, то в 1-м классе ему по силам будет тот материал, который обычно дают детям в возрасте 8—12 лет.
4. У детей, научившихся рано читать, способность к пониманию развита гораздо лучше. Они к моменту поступления в школу читают уже не по слогам, не понимая смысла прочитанного, а выразительно, целыми словами.
5. Тот ребёнок, который научился рано читать, любит чтение. Многие родители считают, что детям, которые уже умеют читать, в 1-м классе будет скучно. Утверждать, что чем больше дети знают, тем больше они будут скучать, – то же самое, что утверждать, будто дети, которые ничего не знают, будут всем интересоваться и забудут о скуке. Если в классе неинтересно, то скучать будут все. Если же интересно, то заскучают лишь те, кто не способен ничего понять. И ещё один любопытный факт: когда ребёнка учат читать в домашних условиях, успех - стопроцентный, вне зависимости от использованной методики.
РОДИТЕЛЯМ НА ЗАМЕТКУ!
Обычно лучшие ученики любого класса – это хорошо читающие дети.
28.04.2023
Логопед - Афанасьева Галина Васильевна
«Дефекты дикции»
Вашему малышу три года… Вроде бы он и развивается вполне нормально, однако говорит почему-то не очень хорошо? Овладевать звуками кроха начинает с самого раннего детства. Только у кого-то из малышей этот процесс проходит гладко и без эксцессов, а у кого-то долгое время никак не получается выговорить то или иное слово. В общем, давайте не будем больше мудрить, а поговорим о причинах неправильных звуков.
Знакомство со звуками
Для начала родителям следует запомнить, что звуки усваиваются не изолированно, не сами по себе, а в процессе постепенного овладения навыками произношения отдельных слов и целых фраз. Поэтому-то карапузы так коверкают слова, вызывая у родителей одновременно и смех и гордость. Кстати, смеяться не стоит, иначе кроха в следующий раз ни за что не скажет требуемого слова. Помните как в фильме: «Девочка, скажи РЫБА», а малышка в ответ: «СЕЛЕДКА!».
Особенные причины
При нормальном ходе речевого развития не позднее чем к 5-6 годам малыш должен овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если же этого не происходит, то так называемое «возрастное косноязычие» уже перестает быть «возрастным». Такая задержка свидетельствует о наличии каких-то особых причин, мешающих крохе своевременно овладеть правильным произношением звуков. Так что здесь уже приходится говорить о нарушениях звукопроизношения, требующих специальной помощи логопеда. Кроме того, вам следует помнить и о том, что есть некоторые причины, которые с самого начала нельзя относить к «возрастному косноязычию». Эти особенности не пройдут с возрастом, поэтому тут следует не пропустить момент и как можно скорее обратиться к специалистам.
Если у вашего малыша…
1. Неправильное строение челюстей и зубов
Если у вашего малыша зубки деформированы, неправильно расположены или отсутствуют вовсе, то это вполне может стать причиной неправильного произношения слов. Также дефекты дикции могут проявляться из-за слишком выступающей вперед верхней или нижней челюсти. При дефектах в строении челюстей и зубов свистящие и шипящие звуки более всех других страдают потому, что здесь нарушается очень важное для их правильного артикулирования условие- образование очень узкой (1-2 мм) щели между верхними и нижними резцами. В этом случае врачи рекомендуют поставить малышу так называемые пластинки-скобы. Они исправят прикус, вернув речи нормальное звучание.
2. Слишком большой или слишком маленький язык
Этот дефект встречается не часто, но он также затрудняет нормальное артикулирование звуков. Ведь именно язык играет самую активную роль в процессе их образования. Этот дефект в речи можно устранить лишь при помощи специальных логопедических упражнений.
3. Короткая подъязычная связка (или так называемая уздечка)
Язык при этом лишается необходимой подвижности, а главное - он не может подниматься вверх. От этого более страдает звук Р, при образовании которого кончик языка должен вибрировать у верхних альвеол (бугорков над верхними резцами). При очень короткой уздечке нарушается и произношение шипящих звуков, так как язык не может приподняться к переднему краю твердого неба и приобрести форму «чашечки». Произношение же свистящих звуков, не требующих поднимания языка вверх, здесь обычно не нарушается. Избавиться от этого недуга можно при помощи несложной операции, когда крохе слегка подсекают уздечку.
4. Расщелина верхней губы
Она приводит к дефектам произношения губных звуков (П, Б, М), в образовании которых активно участвуют губы. Этой проблеме чаще всего сопутствуют расщелины твердого и мягкого неба, что приводит к появлению гнусавости и к дефектному произношению почти всех звуков речи. Избавиться от этой проблемы самостоятельно невозможно, поэтому при первой же возможности обратитесь к помощи врачей. Причем операцию (врачи сшивают губу) делают в основном в грудном возрасте.
5. Недостаточная подвижность речевых органов
На самом деле это не одна проблема. Слабая подвижность речевых органов состоит из нескольких нюансов. Чаще всего встречаются парезы (слабости) мышц губ и отдельных мышечных групп языка. В этих случаях язык и губы не могут выполнять движений, необходимых для правильного артикулирования звуков. Например, при слабости мышц кончика языка он не удерживается за зубами, а просовывается между ними, что придает шипящим и свистящим звукам оттенок шепелявости. Но в этом случае межзубное произношение вызвано совсем иной причиной, чем при отмеченном выше открытом прикусе. Избавиться от этого можно только при помощи специальных логопедических упражнений.
Занимаемся самостоятельно
Упражнения для укрепления мышц речевого аппарата. Каждое упражнение выполняется перед зеркалом 3-5 раз по 5-10 сек, весь комплекс – 3-5 раз в день по 5-6 минут.
Лягушка
Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние верхние и нижние зубы обнажены.
Как веселые лягушки
Тянем губки прямо к ушкам.
Потянули – перестали.
И нисколько не устали!
Слон
Вытягивание губ вперед трубочкой, как бы буззвучно произнося звук у.
Подражаю я слону-
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю.
Лягушка – слон
Чередование положений губ: в улыбке – трубочкой. Упражнение выполняется ритмично под счет.
Рыбка
Спокойное широкое открывание и закрывание рта.
Качели
Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!
Часики
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочередно касается то левого, то правого угла рта.
Лопаточка
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживать 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.
Иголочка
Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий напряженный язык. Удерживать 5-10 сек.
Лопаточка – иголочка
Чередование положений языка: широкий – узкий.
Горка
Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с легким нажимом проводить по спинке языка от середины к кончику.
Примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков
Возраст в годах |
1 - 2 |
2 - 3 |
3 - 5 |
5 - 6 |
Звуки |
А, О, Э, П, Б, М |
И, Ы, У, Ф, В, Т, Д, Н, К, Г, Х ,Й |
С, З, Ц, Ш, Ж, Ч, Щ |
Л, Р |
31.03.2023
Логопед - Афанасьева Галина Васильевна
«Речевая подготовка детей к школе в семье»
Цель: познакомить родителей с принципами, правилами и упражнениями для эффективной речевой подготовки детей к школе.
Ход консультации
Поступление в школу — это начало нового этапа в жизни ребенка, вхождение его в мир знаний, новых прав и обязанностей, сложных и разнообразных отношений с взрослыми и сверстниками.
Каждый год первого сентября вместе с тысячами первоклассников мысленно усаживаются за парты их родители. Взрослые держат своеобразный экзамен — именно сейчас, за школьным порогом проявят себя плоды их воспитательных усилий. Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Прежде, чем приступить к обучению, необходимо к этому подготовиться. Лучше совсем не обучать, чем обучать неправильно, а потом переучивать.
Поэтому к вопросу подготовки к школе следует подходить осторожно, и рассматривать его как комплексную задачу всестороннего развития ребенка в период дошкольного детства.
Существуют критерии готовности к школьному обучению, которые предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их.
Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
Особую роль в развитии речи дошкольников играет работа по речевой подготовке детей к школе в условиях семьи.
Очень важно, проводя развивающие занятия с детьми 4-6 лет в кругу семьи, стимулировать их речевую активность, выразительность речи, расширять словарь, вырабатывать способность к связному рассказу, изложению своих впечатлений и т.д. Но для этого вовсе не обязательны нудные каждодневные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх, не забывая об основных правилах и принципах успешных занятий:
Используйте для занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, — дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. «Вот автомобиль, а что у него есть?» — «Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор…» — «А что есть у дерева?» — «Корень, ствол, ветки, листья…» Если к шести годам ребенок хорошо усвоил названия основных цветов, значит, можно познакомить его и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло- коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: «Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?» Можно просто спросить: «Какой он?» Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются и в словесных играх. Спросите у ребенка: «Что бывает высоким?» — «Дом, дерево, человек…» — «А что выше — дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?» Или: «Что бывает широким?» — «Река, улица, лента…» — «А что шире — ручеек или река?» Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов «высота», «ширина» и др. Можно использовать для игры и другие вопросы, которые помогают освоить свойства предметов: что бывает белым? Пушистым? Холодным? Твердым? Гладким? Круглым?..
Само собой разумеется, для развития речи дошкольника трудно переоценить значение сказок, стихов, других художественных произведений. Чтение произведений обогащает словарь ребенка, развивает его связную речь, учит пониманию переносного значения слов. Конечно, происходит все это постепенно. Малыш постепенно учится слушать текст, отвечать на вопросы взрослых. Бывает, ребенок почти дословно запоминает текст любимой сказки, последовательность действий в ней.
Научиться пересказывать малышам хорошо помогает так называемый отраженный пересказ. Взрослый начинает фразу: «Жили-были дед…», а ребенок ее заканчивает: «…да баба»; взрослый: «И была у них…», ребенок: «…курочка Ряба» и т. д. Потом можно перейти к пересказу по вопросам: «Кого встретил Колобок?» — «Зайчика». — «Какую песенку Колобок ему спел?» и т. д.
Когда ребенок овладеет умением пересказывать сказки, предложите ему для пересказа небольшие рассказы с несложным сюжетом. Например, рассказы Л. Н. Толстого для детей. Постепенно подводите ребенка к составлению рассказа по картине. Сначала с помощью вопросов взрослого, а потом и самостоятельно он начнет высказываться о том, что на ней изображено. Используйте для таких занятий и интересные ребенку игрушки.
Шестилетнему ребенку можно предложить для сравнения две куклы или два автомобиля. Сначала ему придется внимательно их рассмотреть, а потом уже рассказать, чем они похожи, а чем отличаются друг от друга. Учтите, описание различий для многих детей оказывается более простым занятием, чем нахождение сходных признаков.
Получаются описания игрушек — можно предложить дошкольнику самому попробовать составлять небольшие сюжетные рассказы. Подберите несколько игрушек или картинок, позволяющих выстроить простую сюжетную линию (например, девочка — елочка — корзинка — грибок — ежик…). Спросите, что могло случиться с девочкой в лесу, кого она встретила, что принесла домой. На первых порах можно предложить свой вариант рассказа, а потом предоставить свободу действий малышу. Не страшно, если сначала он просто повторит ваш рассказ. Постепенно уводите его от подражания.
Дети 6 лет уже могут рассказать о событиях собственной жизни, о своем личном опыте, причем делать это очень выразительно. Попробуйте предложить им творческие задания.
«Вспомни случай»
Выберите с ребенком какое-то событие, в котором вы вместе недавно участвовали. Например, как вы гуляли по набережной и смотрели праздничный салют, встречали бабушку на вокзале, отмечали день рождения… По очереди рассказывайте друг другу, что видели, что делали. Припоминайте как можно больше деталей — до тех пор, пока уже не сможете ничего добавить к сказанному.
«Говорим по-разному»
Попробуйте один и тот же детский стишок прочитать сначала обычным голосом, потом очень быстро и очень медленно, басом и тоненьким голоском, делая ударение не на тех словах, на которых нужно. Изменив интонацию, можно безобидное стихотворение прочитать как страшную историю или как телевизионный репортаж. Если получится, попробуйте использовать иностранный акцент. Да мало ли что можно придумать!
«Бюро путешествий»
Каждый день вы с ребенком отправляетесь по обычному маршруту — в магазин или детский сад. А что, если попробовать разнообразить свои будни? Представьте, что вы отбываете в увлекательное путешествие. Обсудите вместе с малышом, на каком виде транспорта будете путешествовать, что нужно взять с собой, что за опасности вы встретите по дороге, какие достопримечательности увидите… Путешествуя, делитесь впечатлениями.
«Чем закончилось?»
Одним из способов развития связной речи может стать просмотр мультфильмов. Начните вместе с малышом смотреть интересный мультфильм, а на самом захватывающем месте «вспомните» про неотложное дело, которое вы должны сделать именно сейчас, но попросите ребенка рассказать вам позже, что произойдет дальше в мультфильме и чем он закончится. Не забудьте поблагодарить вашего рассказчика!
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Заканчивая разговор о необходимости речевой подготовки детей к школе, хочется подчеркнуть, что чем богаче и правильнее речь ребенка, тем шире его возможности, тем полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми.
И наоборот, неясная, плохо развитая речь ребенка весьма затрудняет его взаимоотношения со сверстниками, нередко откладывает отпечаток на характер ребенка, препятствует успешному обучению в школе.
28.02.2023
Логопед - Афанасьева Галина Васильевна
«Особенности работы педагогов с детьми по речевому развитию в группах раннего возраста»
Какие показатели свидетельствуют о том, что речь детей 2-4 лет развивается полноценно?
Решение каких задач может обеспечить необходимый уровень речевого развития детей?
Во - первых, интенсивное развитие у ребенка понимания речи на основе расширения круга предметов и явлений его ближайшего окружения; организация развивающей речевой среды (разговоры – диалоги по поводу специально подобранных наглядных средств; рассказы воспитателя; ежедневное чтение художественных текстов; пение небольших песенок и т.п).
Во - вторых, целенаправленное развитие речи как средства общения с помощью специально организованных диалогов разной степени сложности, составляющих основу речевых занятий и построенных с опорой на наглядные материалы (игрушки, предметы, картинки) и тексты художественных произведений.
Их этих общих задач вытекают конкретные задачи.
1. Словарная работа - обогащение, уточнение, активизация словаря. Исследователи указывают на наличие трех уровней усвоения ребенком слов – названий предметов, действий, качеств, отношений:
К 3 годам в словарном запасе ребенка есть почти все части речи (имена существительные, глаголы, наречия, прилагательные, числительные, местоимения), служебные слова (союзы, предлоги, частицы), междометия.
2. Помощь ребенку в овладении грамматической структурой речи: правильное употребление падежных форм имен существительных (без предлогов, с предлогами), различие единственного и множественного числа имен существительных, правильное употребление глаголов в настоящем и прошедшем времени.
3. Воспитание звуковой культуры речи: У большинства детей 2-4 лет речь характеризуется недостаточно отчетливым или неправильным произнесением многих звуков, заменой сложных звуков более простыми, например, твердых свистящих – мягкими, шипящих – свистящими или переднеязычными т (т), д (д) и т. д.
4. Воспитание желания и потребности слушать произведения художественной литературы, рассматривать рисунки в книгах.
ПРИМЕЧАНИЕ. Темп овладения детьми речью не одинаков: одни начинают говорить рано, другие, хорошо понимая речь окружающих, молчат. Если к концу 3 года жизни ребенок не начал говорить, обязательно требуется консультация специалиста.
Особенности работы по развитию речи с детьми раннего возраста.
Начнем с весьма существенного фактора – создание спокойной атмосферы в группе. Терпимое, доброжелательное отношение педагога к детям, искренне уважение к личности каждого – залог формирования благоприятных взаимоотношений между детьми. Ребенку важно постоянно чувствовать, что все его старания и усилия поддерживаются взрослыми, что им довольны, у него все получается. Поэтому успехи каждого на речевых занятиях (повторил за взрослым слово, фразу, сказал, что - то по своей инициативе) должны быть замечены.
Формы развития речи детей остаются прежними. Развитие речи происходит на специально организуемых занятиях. Перечень занятий по развитию речи определен программой воспитания в детском саду.
Необходимо подчеркнуть, что в своевременном развитии речи детей главная роль принадлежит взрослому. Воспитатель определяет содержание и способы детской активности на занятиях, у детей формируется дидактическая направленная деятельность.
Естественно, полноценное развитие речи невозможно без целенаправленной педагогической работы вне занятий. Она предполагает разнообразные игры на повторение и закрепление программного содержания: подвижные игры с текстами, хороводные, настольно – печатные и дидактические, игры – драматизациии др. Игры проводятся с небольшим количеством детей (2-6 человек).
Другой фактор успешного овладения речью – чтение взрослым стихотворений, народных песенок и потешек.
Детям ежедневно следует читать произведения художественной литературы, новые и уже знакомые. Такие произведения можно найти в любых хрестоматиях, адресованных детям младшего дошкольного возраста. Они сделают более содержательным общение с детьми в тот или иной отрезок времени в режиме дня: при умывании, приеме пищи, во время игры, на прогулке. Предусмотрены и шуточные стихи, например, «Наставление» С. Маршака: «На крапиву не садись, если сядешь – не сердись».
На прогулке дети под текст соответствующей потешки показывают, как шагают большие ноги (то-о-о-п, то-о-о-п,), и бегут маленькие ножки (топ-топ-топ). Потешки «Ладушки, ладушки..» помогают воспитателю завязать с малышами разговор о том, кто из них был в гостях у бабушки, как бабушка встречала, чем угощала.
Приведем еще рад примеров. Воспитатель наблюдает за играющими детьми. Затем беспокоится: «Ой, что-то я Ванечку не вижу. Не украл ли его кто?» Дети смеются, говорят, что Ванечка здесь. «Подойди ко мне, дружок,- обращается педагог к мальчику –Где же ты был?» Выслушав ответ, обнимает ребенка, декламирует:
Лисий хвостик
Бегал в гости.
Мосточком бежал,
Листочком дрожал.
Вернулся назад – и рад!
(Н. Тикулева. Лисий хвостик)
Воспитатель отпускает от себя мальчика, но остальные, уже поняв, что им предложена игра, то прячутся от педагога, то подбегают, радуясь возможности снова снова послушать стихотворение.
В следующий раз воспитатель берет куклу, баюкает (возле него собираются малыши), читает стихотворение В. Берестова «Больная кукла»:
Тихо. Тихо. Тишина.
Кукла бедная больна.
Спойте, что ей нравится,
И она поправится.
Дети поют песенки, используя и домашний репертуар.
Пение воспитателем детских и взрослых песен, игра на любых музыкальных инструментах очень благоприятно сказываются на настроении, поведении и развитии детей. Петь желательно много и часто, не стесняясь своего исполнения. Важное значение имеет чтение книг с иллюстрациями. Взрослый привлекает внимание детей к картинке и читает текст или ведет рассказ своими словами. В следующий раз воспитатель побуждает детей не только рассмотреть картинки, но и рассказать о том, что написано в книге. Он может также помочь детям вспомнить свой рассказ по поводу той или иной иллюстрации. При затруднениях ребенок обращается к воспитателю, который организует рассматривание и пересказ. В данном случае имеет место совместная деятельность взрослого и ребенка. Важно, чтобы ребенок мог обращаться к воспитателю вне занятий. Книги способствуют установлению как между взрослыми и детьми, так и между самими детьми. О содержании книг можно поговорить и в их отсутствии. Это развивает память, заставляет ребенка размышлять.
Большое место на третьем году отводится слушанию и последующему воспроизведению стихов, потешек и других фольклорных форм. Одно и тоже произведение повторяется несколько раз, затем через небольшие интервалы - в 2-3 дня. Важным приемом является договаривание: воспитатель читает потешку или стихотворение и предоставляет ребенку возможность употребить необходимое слово, договаривать фразу, строку.
В ходе выполнения режимных процессов детей приучают помогать друг другу, формируя положительные взаимоотношения между ними. В результате этого также усваивается разнообразный словарь («Не трогай это полотенце, оно Танино», «Подними варежку, спроси, чья это варежка»). В каждом режимном процессе получает развитие определенный словарь, связанный с конкретными видами деятельности. Часто дети сами сообщают о том, что они сделали, какие действия выполнили: «У меня руки чистые, я их вытирала салфеткой».
Рекомендуется давать детям речевые образцы, объясняя, что и как надо делать и почему именно так, а не иначе. Иногда необходимо задавать вопросы. Общение должно строиться таким образом, чтобы оно помогало ребенку при выполнении соответствующих действий и не мешало другим детям.
Развитие речи успешно осуществляется и в самостоятельной игре детей. На третьем году жизни ход игры и обогащение ее содержания еще во многом зависят от окружающих взрослых. Недостаточно выделить время в режиме дня, предоставить место, игровой материал – необходимо также дать соответствующие знания об окружающем, научить способам действий с предметами, воспитать интерес к действиям и потребность воспроизводить их. В результате этого увеличивается продолжительность игры с определенными наборами игрушек, формируется устойчивость при воспроизведении целесообразных действий.
Во время выполнения действий дети произносят много различных слов. Постепенно слово отделяется от действия: сначала, следуя за ним, как бы подводит итог и обобщает его, потом, предшествуя, планирует его осуществление в реальной предметной ситуации, наконец, замещает предмет или действие. В результате речь становится самостоятельной деятельностью, выступающей внутри игры. В конце третьего года жизни дети, играя, действуя, в воображаемой ситуации, отражают ее в своей активной речи: «Поехал к бабушке….на поезде. Поезд едет – едет… Вдруг сломался…»
Следует обратить внимание на то, что в этом возрасте дети мало задают вопросов взрослым. Поэтому следует в ходе занятий, в самостоятельной деятельности больше задавать вопросов, обращенных и к самим детям и к игрушкам. Это создает условия для подражания, дети сами начнут задавать воспитателю разнообразные вопросы.
Для развития речевого общения важное значение имеет организация совместной игры между детьми. Сначала учат наблюдать за игрой другого, потом - осторожно включаться в нее, а затем становится возможным переход к совместной игре. Если воспитатель самостоятельной игре детей уделяет должное внимание, то между ними устанавливается сложное по содержанию речевое общение: дети призывают друг друга к развертыванию игрового процесса («сделаем два гаража, ты будешь строить маленький, а я - большой»), помогают тем, кто не справляется («вот так надо строить»), оценивают действия другого ребенка и свои («ты не умеешь хорошо строить, а я умею»), запрещают выполнять какие-то действия («не надо ломать») и т.д.
Для развития речи на третьем году жизни применяются разные методические приемы. Дети все время продолжают встречаться с новыми, незнакомыми явлениями, событиями. Все, с чем сталкивается ребенок, взрослый называет словами. Но для углубленного понимания простого называния недостаточно. Поэтому появляется необходимость давать подробные объяснения, раскрывать назначения предметов (для чего, зачем), сравнивать происходящее в данный момент с тем, что малыш видел раньше. По-прежнему сохраняется прием поручений. Но поручения должны быть более сложными, чем на втором году жизни (Оля, подними мишку с пола и поставь его в шкаф).
Необходимо внимательно следить за речью: слушать, как говорит ребенок, и повторять за ним все его слова и фразы. При повторении мы подтверждаем правильность произносимых слов, а в случае необходимости даем образцы для усвоения. В результате получается разговор, не выходящий за рамки тех слов и фраз , которые произносит ребенок. Этот прием имеет важное значение для упражнения в правильном звукопроизношении и употреблении грамматических форм. Если ребенок говорит неправильно, его следует остановить и попросить
В работе с маленькими детьми особые требования предъявляются к речи взрослого. Речь воспитателя является образцом для подражания, поэтому она должна быть образцовой во всех отношениях: грамматически правильной, интонационно выразительной, не громкой, не быстрой, четкой и не многословной. Исключительно важное значение имеет интонационная выразительность речи воспитателя.
Воспитатель в своей речи не должен допускать упрощенных слов (бибика, ляля, вместо машина, кукла).
Опыт подтверждает, что дети с задержкой речевого развития нередко имеют отклонения в развитии общей моторики, недостаточно четко координируют движения и с большими трудностями овладевают сложными двигательными навыками.
Многими учеными отмечено, что тренировка движений пальцев рук влияют на созревание речевой моторной области. Очень хорошую тренировку движений пальцев обеспечивают народные игры с пальчиками (сорока-белобока, коза и т.д.). Такие игры не должны быть очень продолжительны: 5 минут в день вполне достаточно для того, чтобы стимулировать речевую функцию ребенка.
Прекрасным средством для развития движений является игра в «Театр пальчиков». Игры с детьми 2-3 года жизни должна вестись при участии взрослого – в этом возрасте малыши лишь повторяют движения пальцев, показываемые взрослым.
Третий год жизни является важнейшим периодом в развитии речи ребенка. Задачи развития речи многообразны. Умелое использование всех перечисленных приемов способствует своевременному развитию речи у детей.
31.01.2023
Логопед - Афанасьева Галина Васильевна